Владимир Дмитриев (1900, Москва – 1948, Москва)
Начало 1920-х гг.
Холст, масло
151 Х 131
Прекрасным образцом станкового творчества Владимира Дмитриева, одного из крупнейших художников советского театра, - может служить полотно «Цирк». Это раннее произведение Дмитриева обнаруживает явную близость работам его учителя и наставника, Кузьмы Петрова-Водкина. Влияние стилистики мастера заметно не только на уровне своеобразной, узнаваемой живописной манеры, оно также ощущается и в характере композиционного построения картины, тяготеющего к сферичности благодаря приему соединения различных ракурсов.
Сама тема цирка - в некотором роде дань юношескому увлечению Дмитриева творчеством художников-символистов начала XX века с их интересом к театральной и балаганной культуре. Тем не менее, при общей реалистичности трактовки изображаемых мотивов, сюжетная основа картины с трудом поддается расшифровке. Манекеноподобные персонажи Дмитриева, - хрупкая, словно бесплотное видение, балерина в центре и два стремительно скачущих конных всадника, - становятся здесь символическими образами уходящей и новой России.